Джим О’Рурк – один из самых деятельных и влиятельных музыкантов американской независимой сцены последних лет двадцати. Хотя, столь акцентированное упоминание об Америке здесь, возможно, лишнее. Несмотря на то, что О’Рурк всегда уделял много внимания небанальному корневому американскому фолку, его устремления всегда были обращены к миру в целом – в частности, к Европе и Японии.
Составлять ретроспективу творчества этого космополита – задача фундаментальная. Список всех записей, в которых принимал участие О’Рурк, впечатляет. Здесь и немецкие радикальные социалисты, работающие в сфере шумового эмбиента, и темные личности, вроде Дэвида Тибета, и американский интеллектуальный мейнстрим (Wilco), и несколько десятков японцев разной степени безумия (Акира Саката, Отомо Йошихиде, Кадзуюки Кишино и другие).

jim1

В этом материале мы постарались охватить все важнейшие пункты творчества плодовитого американца: юношеские эксперименты с пленкой и фидбэком, политический нойз, музыку для экспериментальных фильмов, новую деформированную поп-музыку, поле свободной импровизации и джаз, дроун, лэптоп-работы и массу коллабораций с людьми калибра краут-новаторов Faust. Работы с Sonic Youth (несколько лет музыкант входил в состав нью-йоркцев) мы почти не коснулись (хотя, разумеется, мы не могли избежать авант-серии SYR), но, справедливости ради, стоит отметить, что именно при О’Рурке группа записывала свои самые сложные в плане звука пластинки, не гнушаясь выверенных и чистых мелодий.

jim2

О’Рурк, ныне проживающий в Японии, всегда отдавал должное своим любимым артистам. Он не только говорил о любви к Рэю Расселлу и Биллу Фэю в интервью, но и помогал им выпускать альбомы, знакомя теневых героев семидесятых с поклонниками тех же Gastr del Sol (главная группа О’Рурка середины-конца девяностых и вообще). Многолетнее увлечение музыканта Бертом Бакараком стало причиной создания альбома All Kinds Of People: Love Burt Bacharach, в котором поп-стандарты композитора играют все те же шумовые японские экстремисты. Таких примеров множество; музыка О’Рурка выполняет все возможные функции – уничтожает стилистические рамки, является трудным для восприятия, но увлекательным новаторством чистой воды и, возможно, самое главное, – отдает долги прекрасному (пусть порою и в странной форме), отвечая на любой вопрос слушателя.

jim4