Лейбл Hathut Records был основан в 1975-м году в швейцарском городе Базель. Его создателю и идеологу Вернеру Улингеру прежде всего хотелось издавать фри-джаз из Нью-Йорка. Первым релизом лейбла стал концертный альбом саксофониста Джо МакФи "Black Magic Man".

Довольно быстро Улингер перевел деятельность лейбла в миссионерское русло. В каталоге лейбла, который к тому времени успел обзавестись чуть ли не десятком подразделений самого разного толка и непременно с сомнительными названиями, появился весь авангард современной академической музыки от Кейджа до Штокхаузена. Тем не менее, Улингер никогда не бравировал громкими именами и произведениями. Он смело издавал работы прекрасных и недооцененных советских композиторов (например, Галину Уствольскую) и японских академистов-экспериментаторов (Тору Такемитсу).

В данный момент лейбл существует в крайне странном режиме. Улингер просит у слушателей пожертвовать личные средства для возможности новых релизов. Просит очень много, предлагая каждому из них заплатить по две с половиной тысячи швейцарских франков. Если рассмотреть подход этого музыканта и продюсера к управлению компанией, становится дурно. Выпуская по-настоящему важную музыку, он позволял себе откровенный китч и пошлость. Слова "Soviet Avant-garde", напечатанные на обложке огромным красным шрифтом рядом с именем композитора Александра Мосолова – это еще не самое страшное.

Но, несмотря на все минусы и странный подбор артистов (в последние 15 лет концепция этого лейбла напоминает нарезку из сюжетов Euronews о музыке), Улингер – прекрасный исследователь современной музыки, без которого пресловутый авангардный контекст был бы другим – намного беднее и хуже.

В нашей рестроспективе мы решили сконцентрироваться на каталоге hat[now]ART, самого значимого (по нашему мнению) подразделения Hathut Records.