Канадский трубач Кенни Уилер был участником творческого объединения Globe Unity Orchestra, играл с Эваном Паркером и сотрудничал с молодым Майклом Гиббсом. В конце концов, именно его флюгельхорн звучит на ранних сольных альбомах Дэвида Сильвиана. Нельзя забывать и об участии музыканта в футуристическом проекте пианиста Джона Тэйлора Azimuth. Тем не менее, работы канадца, изданные на ECM, незаслуженно остаются в тени.

Первая работа Уилера на ECM "Gnu High", вышедшая в 1976-м году – один из лучших дебютов в истории немецкого лейбла. Получив в распоряжение невероятных музыкантов (пианиста Кита Джаррета, контрабасиста Дэйва Холланда и барабанщика Джека ДеДжонетта), вчерашний инструменталист сумел полностью раскрыться в качестве композитора. Начинается альбом бескомпромиссно – вступительная композиция "Heyoke" длится 22 минуты. Учитывая авангардное прошлое Уилера, подобный шаг не вызывает удивления. Тем не менее, квартет не посвящает весь хронометраж импровизации. В целом, "Gnu High" намеренно лишен экспериментов. Повзрослевший трубач сделал свою музыку максимально кинематографичной и лиричной. При этом, опыт, полученный в Globe Unity Orchestra, позволял Уилеру писать предельно дисциплинированно. Все сентименты в его музыке находили отражение в лаконичных аранжировках.

Заглавный номер альбома "Gnu Suite" – это практически сольный выход Кита Джаррета. Полностью выложившись в работе Кенни Уилера, пианист раз и навсегда прекратил свою деятельность в качестве аккомпаниатора. Это лишний раз подчеркивает определяющий статус этой пластинки. Удивительным образом исчерпывающе гармоничная и даже рафинированная музыка апеллирует к самой сути самого значимого десятилетия работы ECM.