31 мая в Органном зале Пермской филармонии состоится концерт пианиста и композитора Алексея Любимова совместно с солистами оркестра MusicAeterna. Музыкант редко выступает на родине, поэтому концерт в рамках Дягилевского фестиваля имеет особенное значение.

Любимов сыграет произведения Шуберта, Рабиновича-Бараковского и Карманова – композиторов, чья музыка особенно важна для пианиста и сформировала его творческий путь. Центром концерта станет исполнение сюиты Джона Кейджа для препарированного пианино "The Perilous Night".

Кейдж в исполнении Любимова – это вообще отдельная плоскость. Пианист и композитор всегда были очень близки, они поддерживали дружеские отношения с конца семидесятых до самой смерти американского новатора. Любимов регулярно играл его произведения на концертах – тонко, с любовью и уважением. В плане понимания работ Кейджа с Любимовым может соперничать разве что Херберт Хенк. Но до издания пластинок дело практически не доходило. Любимова, как и Хенка, в первую очередь интересовали ранние работы композитора, написанные в тридцатых и сороковых годах, – материал сложный и требующий смелости.

В 2012-м году на ECM вышла работа Алексея Любимова "As It Is" – продуманное и лаконичное собрание ранних сочинений Кейджа – сюит, этюдов и песенных циклов. Молодой композитор, только начинающий писать для препарированного пианино, использовал в своих работах как никогда много слов – тексты и стихи Джеймса Джойса, Гертруды Стайн и Э.Э. Каммингса. Все вокальные партии на "As It Is" исполнила Наталья Пшеничникова – русская певица и композитор, уже много лет проживающая в Берлине. Музыканты справились с материалом просто прекрасно – возможно, это лучшее исполнение этих произведений. Любимов добавляет каждой ноте объем, что особенно важно с ранними работами Кейджа, иногда практически полностью выстроенных на череде пустот и интервалов. Пшеничникова поет с выразительным акцентом, что лишь усиливает эффект подвешенного в воздухе времени.

Дягилевский фестиваль является одним из главных арт-событий в России в этом году. Акцент сделан на современной академической музыке, что не может не радовать. Ознакомиться с программой фестиваля, который проходит с 25 мая по 2 июня, можно здесь.